Режиссер: Висенте Аморим/Vicente Amorim
Год выпуска: 2008
Страна: Великобритания, Германия
В ролях: Вигго Мортенсен / Viggo Mortensen, Джейсон Айзекс / Jason Isaacs, Джоди Уиттакер / Jodie Whittaker, Стивен Макинтош / Steven Mackintosh, Марк Стронг / Mark Strong, Джемма Джоунс / Gemma Jones.
Совсем недавно я встретила где-то мысль, развенчивающую принцип «Так устроен мир» (или, еще чаще, «Такова жизнь»). Я не помню, где я об этом прочитала, и не хочу приписывать себе авторства самой идеи порочности этих принципов.
Мир устроен так, как мы его устроили. Или молча согласились с его устройством. Фильм «Хороший» — один из лучших тому примеров. Он не о нацизме и не о Германии. Он о том, что каждый из нас несет ответственность перед миром, в котором живет. А на примере нацистской Германии это просто отлично видно, потому что сейчас нам не о чем думать, фашизм развенчан и осужден. И нам действительно кажется странным: как можно было с этим соглашаться? Мы видим героя продажной бесхребетной тварью и не хотим знать, что это – о нас.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...
Сейчас нам приходится молча соглашаться с тем, что еще не развенчано и не осуждено. И мы сами не замечаем, как становимся соучастниками того, чего не одобряем. И у нас, как у героя фильма, есть тысяча причин быть соучастниками. А главная причина: такова жизнь, мир так устроен, и не нам его менять.
«Займемся обедом, займемся нарядами,
Заполним заботами быт.
Так легче, не так ли?
Так проще, не правда ли?
Не правда ли, меньше болит?»
А кому его менять, как не нам?
В центре фильма стоит мыслящий человек, человек, имеющий принципы, отличные от принципов нацистов, а не беспринципный обыватель. Джон Холдер (Йоган Хальдер), сыгранный Вигго Мортенсеном, — профессор университета, задерганный бытом: жена-пианистка не умеет и не желает вести дом, а денег на прислугу нет, дети ссорятся, больная мать на грани маразма хочет внимания и мочится под себя, чтобы его (внимание) к себе привлечь. Ничего удивительного, что по ночам герой пишет роман о благотворной эвтаназии.
И через четыре года, в 1937-м, его роман замечают… наци. И не просто замечают: сам фюрер прочитал книгу и ему понравилось. Сотрудничество с рейхсканцелярией начинается с маленького эссе о гуманности эфтаназии, но оплачивается оно так щедро, что отказаться невозможно. Шаг за шагом движется вверх его карьера. И каждый шаг оплачен маленьким отказом от самого себя, от своих принципов.
Во дворе университета жгут книги? Надо что-то сделать, но тогда ты будешь уволен. Кто из нас сейчас способен выступить против сожжения книг под угрозой увольнения? Никто. За редким исключением тех, кого мы причисляем к сумасшедшим.
Лучший друг-еврей просит билет до Парижа? Кто из нас готов рискнуть карьерой, чтобы выполнить такую просьбу? Мы не будем думать о плохом, мы скажем самим себе, что в Германии с евреями ничего страшного не случиться. Мы пошевелимся только тогда, когда будет поздно. И будем мучиться чувством вины, но менять ничего не станем.
Въехать в квартиру профессора Мандельштама, заняв его место зав. кафедрой? Легко. И чувствовать себя в ней неуютно, но въехать, и жить, и радоваться жизни. Испытывая невыносимые угрызения совести. Кто из нас способен отказаться от такого? Кто рискнет жильем ради каких-то принципов? Только сумасшедший.
И ходить с инспекцией по домам умалишенных в качестве «консультанта по гуманности».
И надеть на себя форму СС.
И лгать, изворачиваться, когда тебя спросят: почему среди твоих знакомых когда-то был еврей? И чувствовать, что предаешь друга еще раз.
Чтобы в итоге приехать в лагерь смерти и своими глазами увидеть, что делается с твоего молчаливого согласия.
Мы заслужили тот мир, в котором живем. Каждый из нас на месте героя фильма делал бы то же самое, что и он. И это страшно.
Фильм, кстати, очень хорош. Говорят, критики плохо о нем отзываются, но я не критик, я взыскательный зритель. Фильм держал меня с первой до последней секунды, каждая мелочь, каждая деталь в нем (а их очень много) воспринималась остро и болезненно. Редчайшее сочетание, когда фильм затрагивает одновременно и эмоциональную, и интеллектуальную сферы.
Автор: Ольга Денисова. Обновлено: 13 февраля 2019 в 10:17 Просмотров: 248
Новые комментарии