Я — вечная студентка. Я училась экспериментальной ядерной физике на физмехе, экономике строительства в Инжеке, потом в аспирантуре, потом — немного филологии, истории, программирования, психологии. Довелось мне и преподавать — семь лет я провела на кафедре, получая смешную зарплату.
Кем я только не работала! Библиотекарем, секретарем, учителем, продавцом сигарет и конфет, горничной в гостинице и вахтером в студенческом общежитии, бухгалтером, поваром, штукатуром, преподавателем вуза, журналистом, экономистом и генеральным директором Фунтом (трижды): кажется, всей жизни не хватит, чтоб все перепробовать. Но я считаю, что у меня все еще впереди: «Когда я буду бабушкой, седой каргою с трубкою…»
А какое счастливое у меня было детство! Если кто не знает, в Советском союзе дети были преимущественно счастливыми.
Мои родители — инженеры, коренные ленинградцы, а кроме того я могу похвастаться родством с художниками Маковскими, мой прапрадед приходился им двоюродным братом.
Я живу в получасе ходьбы от того места, где пролегал путь из варяг в греки, в самом красивом городе на земле. Раньше я думала, что красота приедается, и ты перестаешь ее замечать. Но потом, приехав однажды в Москву, я поняла: она не приедается. Она впитывается, она становится неотъемлемой частью жизни. Я впитала в себя рукотворную красоту Питера и нерукотворное очарование его пригородов: холодные тихие реки, туманы, яркую зелень трав и долгие дожди, промозглые весны и снега — высокие, большие снега. Когда-то они у нас были, если кто не помнит…
А еще у меня умный и красивый муж-плотник с образованием физика, красавица-дочь поступает в институт, бабушка восьмидесяти пяти лет, молодая злобная азиатская собака мужского пола, пара котов на развод и маленькая квартирка в пыльном и тесном центре города.
Жизнь удалась!
Я писала всегда, сколько себя помню. В двенадцать лет я сочинила первую повесть (право, мне стыдно вспоминать). У меня в душе бродит столько чувств, что их надо куда-то девать, иначе я просто сгорю изнутри. Меня переполняют энергии, идущие извне (говорят, из космоса). Читайте, пейте эту энергию вместе со мной — мне не жалко!
:ZDRASTE: меня зовут елена Гамаюн. Только зашла еще ничего не читала кроме биографии но почему то очеень захотелось представиться.От сайта идет огромное тепло красота и любовь
Спасибо, Елена! Я очень старалась, делая этот сайт!
Заинтересовал тест в ЖЖ. Понял, что все позабыл. Надо перечитывать Бажова. Спасибо за такую оказию. Заходите ко мне на сайт http://lapidus.info Буду рад.
Здравствуйте, Ольга! Искренне рад, что оказался на Вашем Сайте.
Я тоже Питерский. Лен… — Питерский, скажем так.
1953, 8-ая Советская…
Несколько трепетных и нежных Ваших строчек о Нашем Городе подвигли меня на написание этого… письма.
(Надо же познакомиться, в конце концов 🙂
Спасибо Вам! И — удачи!
Я очень рада знакомству. И даже чувствую некоторое родство: живу на 2-й Красноармейской, а их частенько путают с Советскими :SMILE: .
ЗЫ. Не сразу увидела Ваше письмо, извещение пришло только сегодня. Чувствую неловкость.
Ольга, не знаю зачем пишу)) ПРосто, наверно, хочется разделить радость и тепло) Зашла на ваш сайт через оставленный вами комментарий на одном из форумов)) Случай))) Зачем решила зайти — а кто знает) Сама не могу ответить зачем скачиваю вашу «Мать сыра Земля») Почти никогда не читаю книги, которые нахожу таким вот особым образом. А сейчас что-то вот…накатило) Приятная вы)) :BLUSH:
Спасибо, Лина.
А где это Вы скачиваете мою «Мать сыру землю» ? Она в сеть не выложена.
Здравствуйте, Ольга. большое спасибо Вам за Ваше творчество. я читала практически все Ваши книги и просто не могла оторваться от первой до последней страницы.
Сама я тоже пытаюсь писать и в связи с этим хотела бы попросить Вас об одолжении. Вы для меня эталон автора и мне бы хотелось задать Вам несколько вопросов. Возможно ли это? заранее спасибо.
Спасибо!
Задать вопросы можно, конечно ([url=http://old-land.ru/user/3/contact]в личку[/url]). Но, во-первых, я сама считаю себя начинающим автором, у меня не опубликовано ни одной книги. Во-вторых — я не читатель. Меня ставят в тупик и очень сильно напрягают просьбы что-то прочитать и дать оценку. Пожалуйста, только не это!
Спасибо
Спасибо за книги, очень порадовали, дивный слог, сюжет и мысли. интересно, насколько идеи книг совпадают с идеологией автора?
Спасибо, Игорь!
Ну, вообще-то я не лгу, когда пишу свои книги. Разве что не всегда соглашаюсь с теми выводами, которые можно сделать из повествования :).
ну о лжи речь совсем не идёт. Литература всё таки художественная а не документальная. Ведь актёр на сцене не лжёт, а воплощает придуманный образ. а из ваших книг сквозит, недовольством современного уклада жизни, неприятие монорелигии. Складывается впечатление, что вы категорически не приемлите насилие над личностью. Как бы вы охарактеризовали свои политические взгляды? не поймите привратно, просто свои взгляды (схожие по сути) я как то не смог вогнать в существующие рамки. и метался между анархизмом, социализмом и империализмом в монархической форме. (Жуть правда?)
Простите, что задержала ответ.
На самом деле, это не так. Я не признаю примата прав личности над правами общества, напротив, я считаю, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Более того, я считаю, что именно примат прав личности является разрушительным началом, он (в том числе) ведет мир к катастрофе. О пресловутых правах человека знают все и почему-то совсем забывают об обязанностях человека. Герои моих книг, как правило, живут не для себя и прав не качают.
Я против другого — против манипуляций сознанием людей (монорелигии и политические игры). Я за то, что человек человеку друг, товарищ и брат, за то, что люди равны между собой, нет людей лучших и худших.
Да, я недовольна существующим укладом жизни. Но если я начну говорить прямо то, что думаю, Вы испугаетесь :). Ибо в книгах моя позиция высказана довольно мягко, в жизни я высказываюсь жестче и категоричней.
Я придерживаюсь крайне-левых политических взглядов (причем чем дальше, тем более они становятся крайними).
Что же касается выбора… Есть такое утверждение (принадлежит не мне): «Кровь, боль и грязь есть везде. Но каждый из нас выбирает место, где он согласен их не замечать». Кто-то не хочет замечать крови, боли и грязи в жизни при социализме, кто-то — в жизни развитых стран, а кто-то умудряется не замечать их и в сегодняшней российской действительности.
Нет идеального строя, есть меньшее из зол. И, с моей точки зрения, определяется это меньшее зло не по принципу «слезинки ребенка», а исходя из наименьшего страдания подавляющего большинства. И, имхо, бесплатное лечение, образование, отсутствие бездомных и безработных с лихвой окупает страдания меньшинства, лишаемого вилл с бассейнами (утрирую) или абстрактной свободы слова.
Вы же, насколько я понимаю, так и не определились с краеугольным камнем всех политических споров: общество для личности или личность для общества. Конечно, приятно сознавать, что ты свободен и никому ничего не должен. Только люди, утверждающие это, забывают, что тогда и тебе ничего не должны. Например, когда Россия была великой державой, все служили в армии, а не покупали справки, чтобы откосить. За все надо платить. И чем больше общество дает человеку, тем более человек несвободен, тем более он должен обществу. Кстати, в развитых странах (чье богатство не есть показатель их развитости, а всего лишь наследие колониальной системы — это я как к.э.н. говорю), благополучие базируется на прогрессивной налоговой шкале и ОЧЕНЬ высоких налоговых ставках. Но мне более симпатичен вариант, когда люди не считают совместный труд несвободой, а смерть за Родину — насилием над личностью.
Я всётаки пришел к выводу. что не бывает чисто чёрного и чисто белого. и между правами личности и правами государства должен быть паритет и человек должен сам решать готов ли он поступаться своими «вольнастями» для получения определённых «благ» даруемых государством. В этом отношении мне всёже близок казачий уклад жизни и отношения с государством в «до Петровские » времена. Был ряд обязанностей перед государём и ряд вольниц. Но ведь государству всегда мало и оно всегда нарушает свои договорённости причём в одностороннем порядке. У нас это было и при монархии и при социализме, а про нынешние времена вообще молчу. Хотя в общем ваша точка зрения мне очень импонирует. Ещё раз спасибо за чудные книги особенно «вечный колокол»
Как показывает практика, человек сам решать обычно не может (я бы сказала в большинстве случаев средний человек). Например, без принуждения никто не пойдет делать флюорографию (кроме ипохондриков). Когда моей дочери было 8 лет, у них в школе математику преподавали по изумительной методике, развивающей IQ (а я кое-что в этом понимаю). Программа была трудной, но вполне доступной для освоения детьми. По требованию родителей (у которых IQ был развит плохо) программу сняли, заменив на стандартную. Люди, наделенные свободой, идут по пути наименьшего сопротивления, даже если для них это хуже. Кстати, и участившиеся с обретением свободы вспышки туберкулеза это подтверждают.
И все же я говорила не о государстве, а об обществе. Государство — отдельный разговор, оно может служить обществу, а может служить самому себе или определенным кругам общества. Но даже государство, которое служит обществу, — это всегда инструмент подавления.
Внутри казачьей вольницы у казака свободы-то было не так много, для них, как и для любых военных (бандитских, повстанческих и прочих) организаций характерна жесткая дисциплина, иерархическая структура, подчинение себя интересам общего дела, подавление личности. Если дисциплины нет, формирование быстро распадается, оно недееспособно (В «Вечном колоколе» об этом говорилось). Таким образом, казачество один из ярких примеров насилия над личностью, только не государством, а обществом — другими казаками. Как и жизнь в любой «общине». И именно общинный строй очень характерен для России и сохранялся до реформы Столыпина, а после был искусственно возрожден в виде колхозов.
Как правило, общинной жизнью недовольны те, кто считает, что без общины добьется большего, но при этом лидером в общине стать не может. Современная система СМИ, образования и воспитания с детства пытается внушить человеку его исключительность, необязательность подчинения, в результате мы имеем не общество, а толпы надутых снобов, считающих себя лучше и умней других. И такой толпой очень удобно управлять, люди в ней не способны объединиться, не способны поступиться и толикой своих прав и свобод, а потому с ними можно делать все, что угодно. «На хвастуна не нужен нож — ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь…»
Кстати, на жесткой дисциплине и подавлении личности построена и классическая аристократическая школа (чьи традиции отчасти унаследовала школа советская). Это всегда форма, хождение строем (в т.ч. в женских учебных заведениях), высокие требования, система принуждения и широкий спектр изучаемых дисциплин. В школах «для быдла» обычно прямо противоположны картина: низкие требования, отсутствие формы, дисциплины, возможность выбора предметов для изучения, ранняя специализация, и вообще — очень много прав и очень мало обязанностей. Наверное, не надо говорить, чем отличается будущее выпускников этих разных направлений в образовании и воспитании.
И всё таки насилием над личностью я считаю тот момент когда личность загоняют в угол из которого у нее нет выхода. Как говаривал мой дед «колхоз дело добровольное хочешь, вступай, не хочешь расстреляем…» личность в общине свободна когда при не согласии может свободно данную общину покинуть. Кстати у казаков и был такой уклад, и жесткая дисциплина и иерархическая структура была только при ведении боевых действий. Даже существовал институт походных атаманов которые получали всю власть в период «походов» или боевых действий. А верховной властью в мирное время обладал «круг» на котором все были равны независимо от чинов и регалий. Но было одно НО! правом голоса на кругу обладали только «служилые» казаки которые или прошли или находились на службе, старики и женщины голос имели только совещательный. В общем система сложная. но действенная. А выбирать «ватагу» или общину каждый казак был волен сам, если ватага его примет. Так что в этой системе насилия над личностью я не наблюдаю. И здесь я с вами согласен. что общинный строй самый исконный и подходящий для России. А строем женщины ходят у нас на Дону и сейчас, но только в Белокалитвенском казачем кадетском корпусе и конкурс на эти женские места очень большой, да и форы они многим казакам могут дать, как по строю так и по джигитовке и рубке…
В данном вопросе я по большему счёту согласен с хозяйкой сайта. Но здесь есть небольшой парадокс, который мне хотелось бы обсудить. Вы пишете, что
Итак, если большинство не знает, что для него благо, и идёт по пути наименьшего сопротивления, то стоит ли для этого большинства стараться? Почему
?
Может быть, всё-таки так: раз личность для общества, а не наоборот, то цель — не в обеспечении блага для большинства членов общества (которые сами не знают, чего хотят), а в том, чтобы общество было сильным как субъект отношений с другими обществами?
Также интересно, как Вы оцениваете идеи романа «Мы» Замятина?
Однозначно стоит. Во-первых, это касается довольно сложной с этической точки зрения темы: тварь ли я дрожащая или право имею? Раскольников — дрожащая тварь, ибо тот, кто на самом деле имеет право, об этом не задумывается. Я не люблю делить людей на какие бы то ни было категории, но тут — особенный вопрос. Есть люди, которые чувствуют в себе это право. Вот они-то и должны брать на себя ответственность за большинство. По праву сильного. Сила — это не способность тянуть одеяло на себя, наоборот. Именно сила заставляет оленя поворачивается рогами к волкам, чтобы защитить важенок и оленят. Он за них отвечает, он — сильней.
При всей моей нелюбви к христианству, я разделяю некоторые его утверждения, например: «Кому много дано, с того много и спросится».
А во-вторых, на чисто утилитарном уровне: давно ли Вы, Некрас, делали флюорографию? Когда мне было 18 лет, я была в стройотряде на Саян-ГЭС, где злобные тетки отрывали у нас талончики за нарушение правил ТБ — нельзя было сидеть на бетоне без асбестовой подстилки. Знаете, как мы их ненавидели? Думаете, кто-то из нас хотел застудиться? Нет, никто не хотел. Просто хронические болезни были где-то далеко, а желание сесть и отдохнуть было прямо сейчас. Думаете, кто-то из людей не хочет, чтобы их ребенок получил сильное хорошее образование? Все хотят. Но аттестат — это так далеко, а математику надо делать с ребенком прямо сегодня.
Каждого человека в отдельности я бы призывала становиться умней и сильней, думать своей головой и по пути наименьшего сопротивления не идти. Но тем, кто имеет право, я скажу совсем другое: не надо рассчитывать на то, что люди будут сильными. Люди останутся слабыми. И тот, кто пользуется этим, вовсе не так умен и силен, как думает.
Не без этого. Однако общество состоит из личностей. И если пожертвовать большинством (или благом большинства) ради общества, то, может, уже не об обществе речь?
Вы ставите передо мной такие вопросы, ответы на которые можно разворачивать в многотомные философские трактаты.
Относительно Замятина. Я его читала больше двадцати лет назад, не очень хорошо помню его идеи. Очень часто почему-то тотальный контроль над личностью пытаются связать с постулатом примата прав общества над правами личности. А между тем на практике все выходит иначе: тотальный контроль в настоящее время служит средством обогащения меньшинства. Кстати, по прогнозам дальше будет только хуже. Замятин в чем-то был прав, а в чем-то ошибался. Оруэлл пошел дальше, а Бредбери напрямую связал тотальный контроль и потребительское мышление.
Komment
Случайно попал на Ваш сайт, и очень даже рад. Я встретил здесь людей с чистыми и незамороженными сердцами. Когда-то и я писал стихи, юнцом ещё был. Прошло уже несколько десятилетий, но некоторые почти полностью помню. Писал тоже, от души, и только когда мне было плохо. Стихи были поучительными, больше похожи на басни Крылова. Теперь мне хорошо, и ничего уже не пишется. Ну прямо ирония какая-то. Напишу здесь что помню, один из них.
Ничто не вечно под Луной
Сказал один, шагнув к другой.
А та, другая, говорит:
Да пусть же всё огнём горит!
И сделав шаг уже к нему
Она сказала: Я люблю!
И он, с резиновой улыбкой,
Сказал что любит очень пылко.
Затем играли музыканты,
Играли дети, пили фанту.
И взрослые там тоже пили
И танцевали, и грубили.
Но всё что было, то прошло
С обманом жить нехорошо
И жизнь окажется пустой
А потому прошу: постой
Не спеши, не торопись
Лучше встань и оглянись
Посмотри со стороны
Какой есть он? Какая ты?
И тогда сама поймёшь
Где же правда, а где ложь
Где любовь, а где измена
А где просто перемена.
Но ему хочу сказать
Что не простит и даже мать
Что суть сей басни такова
Коль нет любви, — не делай зла!
Я давно увлекаюсь жанром фэнтези, поэтому с удовольствием прочитаю Ваши книги, прочитала с интересом и Ваши диалоги с пользователями и Вашу биографию, в результате захотелось поблагодарить Вас за труд и за искренность и просто за то, что Вы- очень приятный человек и сайт у Вас замечательный.))))
Мне здесь нравится!
Замечательный сайт.В духе Ваших книг-«таинственный и не обычный»!Еще не все видела здесь,но с удовольствием погуляю тут.Из Ваших книг прочла только «Придорожная трава». Мне она чрезвычайно понравилась!Я удивилась тому что вы считаете ее слабой по сравнению с другими.Какие же тогда остальные Ваши книги?!С нетерпением жду когда начну читать «Черный цветок»,решила начать с нее,по вашему совету.И все таки огромное спасибо,за доставленное удовольствие от «Придорожной травы»!
Вырица
Огромное Вам спасибо за фотографии Вырицы!
Моё детство прошло в районе 3 платформы, Ваши фотографии зацепили.
Хочу придраться
Здравствуйте. Случайно попал на этот сайт (через тест), т.к. даю ссылки на сказки Пушкина (оттуда, значит, попал), выложил почти все по 2 раза на своих ресурсах. Так что и вам спасибо, что помогаете, мы почти союзники.
Одна фраза мне не очень показалась — что дети были в СССР преимущественно счастливыми. Оно может и так, но счастливыми были скорее в результате мощной пропаганды, промывки мозгов. Когда-то я тоже маршировал с другими одноклассниками и очень старался, потом нас принимали в пионеры часа 2 или 3, за которые 2 ребёнка упали в обморок из-за перегрева (людям принимающим, видно, это было совсем безразлично, ведь главное — лично прочитать клятву каждому), и даже тогда я к этому нормально относился. Вот и другие, наверно, за занавесом красивых праздников, демонстраций не видели чего-то плохого.
Могу сообщить, что я не был счастливым точно. Быстро мне всё наскучило. Благодаря бесплатным тренировкам я загубил сердце. Точнее, тренер. Они ведь выращивали на 1 чемпиона, условно скажем, 100 тысяч инвалидов. Ведь супернагрузки, которые заставлял испытывать тренер всех (методика по Союзу одна), терпели все, и только самые лучшие выдерживали. Остальные — в хлам. Вот и я, прозанимавшись 4 года баскетболом, удивлённо узнал от врача, что у меня сердце больное. И другие части тела побаливают. Такой вот «превелико полезный» спорт в СССР. Мне-то кажется (чтоб не много писать), что порядок в стране после войны был скорее благодаря ветеранам. От людей всегда исходило хорошее, это само собой. Они заставили что-то построить и контролировали чиновников. А вот от партии исходило очень много плохого. И книги, благодаря которым я сейчас много осознал, можно скачать только сегодня. В СССР, где всех приучили к куреву и алкоголю через прекрасно сделанные фильмы, никто бы никогда не выложил книгу, как бросить курить. И сейчас её скрывают, но сейчас, по крайней мере, куда больше свободы. Вот это будет поважнее. А оружие, которое убивало людей — прививки, газировка, алкотабачные яды, вредные стройматериалы, химзаводы — оно прекрасно существовало там. Сейчас оно только побольше развито. Разумным людям пора бы выходить из ряда сторонников СССР, ведь это всё очевиднее. Даже если посудить логично: если в СССР, как говорят, улучшили образование в разы по сравнению с царским временем, то почему там не родилось хотя бы 2 Пушкина? А где художники, почему было так мало? Где культура? Не в названии ли страны — СССР — которое само по себе как глумление над народом — состоит из иностранных слов?
Читал почти всё, что вы написли, восхищён. я не жалую стиль фентази, да и женщин писателей тоже, но вы стали исключением. А что касается политики,социального строя, так я стал ненавидеть эту страну, пусть и живу здесь, но беспредел, коррупция везде и вся. как они могут уважать сами себя, ворующие миллиарды у народа,стариков, детей.Я не люблю бывать в москве, а когда судьба всё же забрасывает туда, на каждом фонарном столбе мне хочется увидеть повешенных подонков из кремля, думы и т п.
Прочитал пару рассказов,безподобно, очень понравилось. Жаль, что нет книг в печатном издании. С удовольствием бы купил.
Купить бумажные книги уже можно. [url]http://www.old-land.ru/news/1776[/url]
К сожалению, пока только мягкие обложки (но очень крепкий качественный блок) и довольно дорого.