«…перед его взором величественно проходила вся его раса – закованная в сталь, одетая в броню, устанавливающая законы и определяющая судьбы других народов. Он видел зарю ее истории, встающую багровыми отсветами над темными лесами и простором угрюмых морей. Он видел, как эта заря разгорается кроваво-красным пламенем, переходя в торжественный сияющий полдень, видел, как за склоном, тронутым тенью, уходят в ночь багряные, словно кровью пропитанные пески…»
Джек Лондон, «Лига стариков»
Торжественно шествует «белый человек» по земле. Уверенный в том, что сила и правота – одно и то же. Но, сдается мне, речь идет не о расе белых людей.
Более всего в фильме мне понравился разворот идеи, соединяющий прошлое, настоящее и будущее, замыкающий их в кольцо: от уничтожения североамериканских индейцев — через сегодняшний «экспорт демократии» — к уничтожению инопланетных культур.
О том, что Камерон предлагает природную религию взамен христианской, говорят как противники, так и сторонники христианства. На православных форумах то и дело вспыхивают дискуссии: как относиться к этому фильму, ведь он откровенно проповедует язычество?
Камерон не придумывал ничего нового. Религия На’ви в общих чертах — религия первобытных охотников, религия Дерсу Узала, но переосмысленная современным человеком, который способен предположить гораздо более сложные причинно-следственные связи, пронизывающие мир. Появление этой идеи и ее успех, имхо, закономерны: на пороге уничтожения Земли человечество волей-неволей обращается к своему детству в поисках утраченной «мудрости волшебной».
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...
В чем отличие первобытных религий от более поздних? Я бы назвала два основных отличия, связанных между собой. Первобытные религии создавались до образования государств, и целью их создания было не упорядочивание отношений между людьми, а выживание людей как вида. Мир Пандоры утрировано жесток к ее разумным обитателям, у них нет выбора, победить природу вокруг себя они не могут, им остается с ней «договориться». Так и первобытный охотник не мог победить жестокую природу Земли. Но договорился. И выжил. Вздумай он объявить природе войну, и природа раздавила бы его. А не говорит ли это о том, что его темные суеверия были всего лишь концами тех самых причинно-следственных связей, часть из которых мы давно «расшифровали», а часть до сих пор продолжаем считать суевериями? И Камерон вовсе не для красного словца показывает реалистичность того, во что верят На’ви, подводит некоторое «научное» обоснование под сверхъестественное. То, что для первобытного охотника было волшебством, принимаемым как данность, может быть постижимо современным человеком как научно обоснованный факт. Это – предположение, но разве не толкают науку вперед именно такие предположения?
Ориентированные на выживание вида, первобытные религии были направлены на познание, потому что только разум позволял человеку выдержать естественный отбор. И далеко не сразу выделение жреческого сословия привело к тому, чтобы это познание тормозить. Да, в какой-то определенный момент жрецу становилось невыгодным чрезмерное знание «паствы», но происходило это не раньше, чем появлялись излишки и возникала потребность в регулировании отношений между людьми. Человечество взрослело. Но повзрослело ли? Так подросток в переходном возрасте отметает то, чему его учили родители. Но переходный возраст заканчивается, и то, чему тебя научили в детстве, переосмысляется, преломляется собственным опытом и – становится твоей сущностью.
Развитие всегда идет по спирали. И не предсказывает ли Камерон нового витка этой спирали – возвращения к корням? На новом уровне осмысления, переоценки ценностей? Ведь и выдуманные Профессором эльфы недаром уже несколько десятилетий притягивают поклонников и последователей.
Только Профессор противопоставил эльфов абстрактному злу, а Камерон высказался конкретней, противопоставив мир Пандоры современной техногенной цивилизации, человеку-царю природы. И однажды этот «человек» уже прошел по североамериканскому континенту, но так и не был за это наказан.
Ну, немного о фильме.
Сколько я успела прочитать о плагиате и банальном сюжете! Боюсь, это тот случай, когда история становится инструментом в руках творца. И неважно, сколько раз до этого был повторен этот сюжет – важно, как он сработал на идею. Я уже не говорю о том, что это сделано по-настоящему красиво.
Конечно, я бы не назвала фильм шедевром, скорей событием в мире кинематографа. Действительно, не было образцов глубокой актерской игры (хотя и откровенных «ляп» я не увидела), но фильм заставил меня сопереживать, а для меня это главное.
Очень много говорили и о «предательстве», о том, что это едва ли не основная тема фильма. Имхо, это побочная и очень слабо раскрытая линия фильма. Режиссер не оставил зрителю возможности считать героя предателем – акценты стояли слишком четко, а герой ни на секунду не задумался, на чьей стороне стоит. Он не делал мучительного выбора, он принял решение легко и однозначно. В системе ценностей и героя, и режиссера, и (вслед за режиссером) зрителя нарушение присяги в данной ситуации не имело большого значения.
Однако финал фильма меня разочаровал. Не было в нем глубины, которая вывела бы идею на новый уровень. Камерон слишком тщательно изучал учебники сценарного мастерства, поэтому решил персонифицировать конфликт: с этого места из фильма полезла схема. Банальная драка героя и злодея вовсе не была высшей точкой развития конфликта. Высшая точка случилась раньше: когда не гуманоиды, а животные (планета!) атаковали землян. Ведь весь образ жизни На’ви состоял в единении с природой, умении с ней «договориться». И именно на этом месте у зрителя возникает катарсис. А финальная драка – часть развязки, которую в лучших традициях Голливуда попытались поднять до уровня кульминации.
Последние кадры, конечно, радуют зрителя: безоговорочная победа добра над злом свершилась. Но от этой победы веет фальшью. Мне показалось, что меня обманывают. Подсовывают конфетку в красивом фантике. Нет в финале ничего закономерного, не к этому финалу шел фильм. Словно начало фильма снимал Режиссер, а финал делал Продюсер.
Автор: Ольга Денисова. Обновлено: 13 февраля 2019 в 3:18 Просмотров: 284
Новые комментарии